Национальная идея россии фото

1204

Национальная идея россии фото

Национальная идея россии фото



 

L-05

 

L-06

 

 

     

Русский Национальный Ресурс

 

Страницы раздела

ТАТАРСКАЯ КУХНЯ

 

  • Холодные закуски

  • Бульоны и супы

  • Блюда из мяса

  • Блюда из птицы

  • Блюда из субпродуктов

  • Основные блюда разные

  • Соусы

  • Изделия из теста

  • Сладкие блюда

  • Напитки

 

Смотрите разделы:

 

 

 

Новые сообщения:

L-01

загрузка...

 

L-02

загрузка...

 

L-03

 

L-04

Татарская кухня, как и кухни многих других народов, имеет древнее происхождение, а соответственно и свои особенности. Развитие народа, его исторические и духовные ценности, религия — все это одна уникальная культура, на основе которой складываются и кулинарные традиции.

Существует даже определение – если есть собственная национальная кухня, то это народ, если нет – это всего лишь часть какого-то народа. Татарская кухня не только самобытна и богата, но и очень полезна с точки зрения современной науки о питании.

Народ бережно хранит секреты национальных блюд, передавая их из поколения в поколение.

Основу татарской кулинарии до сих пор составляют мясные блюда, выпечка, а также супы и похлебки на крепком мясном бульоне.

Что может сравниться с супом-шухпой, казанским пловом, чибриками, юкой, эчпочмаками и абрикосовым щербетом! Эти и другие блюда самобытной, вкусной и полезной для здоровья татарской кухни станут украшением любого стола, как в будни, так и в праздники.

Вкусные и привлекательные татарские блюда всегда уместны как на семейном домашнем, так и на любом изысканном торжественном банкетном столе в перворазрядном ресторане.

Какова же история татарской национальной кухни?

С древних времен татары были степными кочевниками, которые практически все время находились в походах со своими семьями, лошадьми и скарбом. Трудно представить себе в таких условиях богатую и разнообразную кухню.

Что же составляло основу питания татар?

Прежде всего энергетически богатое и наиболее доступное в условиях похода мясо: конина, баранина, реже — говядина. Единственное мясо, которое татары как мусульмане никогда не употребляли, — это свинина

Еду татары готовили на кочевых стоянках. Среди бескрайних степей разбивали походные лагеря, ставили шатры, разводили костры. В больших котлах — казанах — готовили пищу: варили и тушили мясо. В ход шел и крепкий, насыщенный мясной бульон, остающийся после варки. Часто готовили и жареное мясо, насаживая большие куски навертел, — шашлыки.

После походов татары обычно заготавливали мясо впрок: мясо и субпродукты вялили, сушили, коптили, солили. Издавна излюбленным мясным лакомством татар был кызылык — вяленая колбаса из конины.

Однако самыми любимыми для татар всегда оставались блюда из баранины.

Кроме мяса основу питания татар составляли молочные и кисломолочные продукты: блюда из заквашенного молока кобылиц и овец (кумыс, крут, катык и пр.).

Со временем татары расселились по всей территории России, и национальная татарская кухня стала пополняться новыми продуктами и блюдами, перенимая кулинарные традиции других народов: на догархане (скатерти) появился хлеб в виде пресных лепешек из ржаной и пшеничной муки. В быт вошли черный и зеленый чаи (до сих пор татары — приверженцы зеленого чая), мед, сушеные фрукты, орехи, ягоды.

Постепенно привыкая к оседлой жизни, татары стали заниматься земледелием и скотоводством, разнообразя его новыми видами и породами скота: на дворах появились коровы, мясные породы овец и лошадей. Лошадей разводили также для работы в поле и продажи.

Немного позднее появилось птицеводство, но оно так и не заняло ведущего места в татарском хозяйстве.

Наравне со скотоводством развивалось и земледелие. Сначала оно включало только одно направление — зерновое. Татары сеяли рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, горох, и одной из основ питания стали разнообразные каши и крупяные блюда.

Гораздо позже прижились в татарском хозяйстве пчеловодство, садоводство и огородничество. На столе появились блюда из тыквы, моркови, репы, редиса репчатого и зеленого лука.

Картофель татары стали выращивать только в середине XIX века, однако блюда из него вскоре стали основными гарнирами татарской кухни.

Сегодня татары рассеяны по всей Евразии. И естественно, они придерживаются кулинарных традиций того народа, среди которого живут. Но там, где остались более-менее крупные и устойчивые объединения татар (прежде всего это Татарстан, а также Башкортостан, Казахстан, астраханские и крымские группы), традиции татарской национальной кухни остаются неизменными.

Основу современной татарской кулинарии до сих пор составляют мясные, крупяные и кисломолочные блюда, выпечка, а также супы и похлебки на крепком мясном бульоне, особенно с заправками из крупяных и макаронных изделий. Блюда из рыбы, птицы, грибов и фруктов не занимают ведущего положения, хотя и очень популярны.

Характерная особенность татарской, как, впрочем, любой восточной кухни, — обилие жира: используются сливочное, топленое, реже растительное масло, бараний, конский, говяжий или птичий жир и сырое или копченое сало.

По прошествии времени татарская кухня не утратила своей уникальности — народ бережно хранит рецепты национальных блюд, передавая их из поколения в поколение.

Официальное название государства - Республика Татарстан. Наименования Республика Татарстан и Татарстан равнозначны.

"Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации.

Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан."
Конституция Республики Татарстан Статья 1.

"Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций."
Конституция Республики Татарстан Статья 6.

Главой государства в Республике Татарстан является Президент.

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек Европы - Волги и Камы. Территория республики общей площадью 67 836,2 кв.км. Столица республики - город Казань.

В Татарстане проживают представители более 70 национальностей, наиболее многочисленными из которых являются татары и русские. Государственными языками в Татарстане объявлены татарский и русский. Всего в республике проживает около 3,8 млн. человек.

Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик Российской Федерации. Основные ресурсы: нефть, земля, водные ресурсы.

Республика обладает мощным научным и интеллектуальным потенциалом. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение.

Заселение территории современной Республики Татарстан началось в палеолите (около 100 тыс. лет назад).

Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная на рубеже IX - X веков н.э. тюркскими племенами, которые уже имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата, Гуннской державы и Великой Болгарии. Булгария длительное время оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы. В 922 г. государственной религией стал ислам.

Булгария играла значительную роль в жизни народов края. Страна первой в Европе стала выплавлять чугун. Кроме металлургии были развиты ювелирное искусство, кожевенная промышленность, культура, наука и образование. Единство страны, наличие регулярных вооруженных сил и хорошо поставленной разведки позволили ей противостоять монгольским захватчикам. Лишь с четвертой попытки, в 1236 г., превосходящими силами им удалось сломить сопротивление булгар, но и после этого монголам требовалось содержать огромный гарнизон, чтобы усмирять непокорный край.

Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды. В результате распада Золотой Орды на территории Поволжья возникло новое феодальное государство - Казанское ханство (1438 г.) После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, Казанское ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству.

Казань в дальнейшем становится одним из важных промышленных и культурных центров России. В 1708 году территория сегодняшнего Татарстана входит в состав огромной Казанской губернии, первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке до Урала, на юге до реки Терек, на западе до Мурома и Пензы. Казань сохраняет статус столицы губернии на протяжении более 200 лет.

Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 году.

Конец ХХ столетия открыл новые возможности для развития государственности Татарстана. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 года референдум и принятая 6 ноября 1992 года новая Конституция Республики Татарстан установили, согласно народному волеизъявлению, новый государственный статус республики.

15 февраля 1994 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", который, наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, послужил правовой основой формирования широкоизвестной российско-татарстанской модели взаимоотношений.

26 июня 2007 года подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года. Договор 2007 года закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики, в Договоре предусмотрено требование знания двух государственных языков для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана, подтверждается уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками.

Республика располагает богатейшим историко-культурным наследием. В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, София Губайдуллина и многие другие составили славу татарской культуры.

В Татарстане действует 7 творческих союзов: Союз архитекторов, журналистов, композиторов, концертных деятелей, писателей, театральных деятелей и художников.

На национальная идея россии фото сегодняшний день в республике действуют 13 государственных театров (из них 7 - татарских), Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева - один из лучших в стране, Казанский государственный цирк.

8 средних специальных учебных заведений культуры и искусства, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, Казанский государственный университет культуры и искусств осуществляют подготовку профессиональных кадров для учреждений культуры и искусства.

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль. Так, во время празднования 1000-летия Казани тысячи жителей республики и гостей из ближнего и дальнего зарубежья стали свидетелями торжественного открытия мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора, символизирующих мирное сосуществование двух главных религий республики - мусульманской и христианской.

Уникальность Казанского Кремля как исключительного свидетельства исторической непрерывности и культурного многообразия в течение длительного периода времени была подтверждена 30 ноября 2000 г. на сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии включением его в Список всемирного культурного и природного наследия. В сентябре 2005 г. Кабинет Министров Республики Татарстан издал распоряжение о создании Музея археологии на территории Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль".

В канун празднования 1000-летия Казани на территории Казанского Кремля, в здании бывшего Юнкерского училища, был торжественно открыт музейно-выставочный комплекс "Хазине". В его составе - первый в России выставочный эрмитажный Центр "Эрмитаж-Казань" - совместный проект Государственного Эрмитажа, Министерства культуры и Государственного историко-архитектурного и художественного заповедника "Казанский Кремль". Работают Национальная художественная галерея, являющаяся филиалом Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан, Музей-мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации является Казанский государственный университет, что было официально утверждено в 1996 г.

В 2007 г. был отпразднован 1000-летний юбилей города Елабуги.

Музейная сеть Татарстана, насчитывающая сегодня около 97 музеев - неотъемлемый ресурс культурного развития нашего региона.

Знаковыми мероприятиями культурной жизни республики являются три крупных международных фестиваля – оперный им. Ф.И. Шаляпина (проводится с 1982 г.), фестиваль классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987 г., с 1993 г. носит имя Нуриева) и фестиваль современной музыки «Европа – Азия» (проводится с 1992 г.). Ежегодно с 2005 г. в Казани проходит фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». В 2007 г. в конкурсной программе было представлено 49 фильмов из 30 стран. В 2008 году кинофорум состоится в октябре, соберет несколько десятков стран-участниц и более 200 художественных и документальных фильмов.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. общая численность населения Республики Татарстан составила 3 779,3 тыс. человек.

Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика – вторая по численности населения после Башкортостана.

Большая часть населения республики – около 74% проживает в городах и поселках городского типа. Лидирует по числу жителей столица республики – г. Казань, которая входит в число 13 крупнейших городов России с численностью населения 1 млн. человек и более (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь).

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения – татары (более 2 млн. чел. или 52,9% от общей численности населения республики). На втором месте русские – около 1,5 млн. чел. или 39,5%, на третьем – чуваши (126,5 тыс. чел. или 3,4%).

В Республике Татарстан на 1000 мужчин приходится 1161 женщин (в России соотношение мужчин и женщин составляет 1147).

По данным переписи населения 2002 года в Татарстане лица моложе трудоспособного возраста составляют 754,0 тыс. человек, лица старше трудоспособного возраста - 753,1 тыс. человек.

В Республике Татарстан 892,3 тыс. мужчин и 897,5 тыс. женщин в возрасте 16 лет и старше состоят в браке.

Образовательный уровень достаточно высок: из 1000 жителей республики в возрасте 15 лет и старше 435 имели среднее профессиональное образование и выше.

В 2007 г. в республике отмечалась позитивная направленность демографических процессов – число жителей республики увеличилось в отличие от 2006 г., когда отмечалась общая убыль населения. Численность постоянного населения на начало 2008 г. составила в Татарстане 3762,8 тыс. человек.

Республика Татарстан многонациональна по составу населения. Этим обстоятельством в значительной степени объясняется многообразие конфессий и религиозных объединений на ее территории.

Религиозная обстановка в Республике Татарстан в целом оценивается как стабильная и отражает последствия тех изменений, которые произошли за последние десятилетия и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций на всей территории Российской Федерации.

Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане развиваются в соответствии с логикой переживаемого этапа религиозного возрождения.

Государственная политика в республике направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. Формирование культуры терпимости на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия в последнее десятилетие осуществляется в диалоговом режиме на государственном, общественном, научном конфессиональном и межконфессиональном уровне.

На 1 января 2008 г. в Татарстане зарегистрировано 1398 религиозных организаций, из них: 1055 мусульманских, 255 православных РПЦ Московского Патриархата, 5 Истинно-православной церкви, 2 старообрядческих (белокриницкого согласия и старопоморского толка), католики - 2, иудеи - 4, протестантских общин различных направлений - 71 (евангельские христиане - баптисты - 4, евангельские христиане - 30, христиане веры евангельской - 16, адвентисты седьмого дня - 10, лютеране - 5, новоапостольская церковь - 1, Свидетели Иеговы - 5), бахаи - 1, кришнаиты (вайшнавы) - 2, Церковь Последнего Завета (виссарионовцы) - 1.

По числу функционирующих религиозных общин Татарстан относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В республие функционирует примерно 1400 культовых зданий, из них: 1150 - мечетей, 200 церквей, 50 культовых зданий других конфессий.

Своеобразием последних лет явилась выработка религиозными организациями документов, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы их взаимоотношений с государством, обществом в целом. ("Основы социальной концепции Русской православной церкви" и "Основы социальной программы российских мусульман", принятые Советом муфтиев России.). Потребности развития общественных отношений вызвали научный интерес к созданию проектов концепции государственно-конфессиональных отношений.

28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях". В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Расширена также сфера действия религиозных норм права в обыденной жизни. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

За годы действия данного закона удалось значительно улучшить духовно-нравственный климат в республике, укрепить организационное единство религиозных организаций.

Распространение ислама в Поволжье в целом произошло мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована.

Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.

После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов.

В 1773 был издан Указ Святейшего синода "О терпимости всех вероисповеданий...", в 1788 учреждено Оренбургское духовное собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм.

До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).

С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 году было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики, на котором председателем ДУМ РТ, муфтием был избран Гусман-хазрат Исхаков. На съезде было достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан.

Основной тенденций данного периода является утверждение внутриконфессиональной стабильности и складывание мусульманских институтов, что значительно облегчает взаимодействие государственных органов с мусульманским духовенством, а также упорядочивает работу внутри самих мусульманских религиозных организаций, входящих в структуру ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный, научный, статистический, пропаганды и призыва, архитектуры, вакуфов, пресс-центр, международных связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозно-судебную власть ДУМ РТ осуществляют главный казый и находящиеся в его подчинении районные казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном, Юго-западном, Северном, Южном казыятах. Казанский муфтият, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, большой активности не проявляет, хотя в условиях организационного раскола мусульман России (боле 40 муфтиятов и общероссийских центров) имеет привлекательность для многих мусульманских организаций.

Возрожденческие процессы в мусульманской умме не всегда проходят спокойно. На этом фоне особенно живучей является проблема распространения различных радикальных течений, прикрывающихся маской ислама и подрывающих устои традиционного ислама. Особенно актуальной стала проблема распространения в России идей ваххабизма, их использования для подрыва религиозных и национальных традиций, борьбы с органами государственной власти.

Проблема распространения этих течений неразрывно связана с подготовкой кадров духовенства и особенно тех, кто получает религиозное образование за рубежом. Для спокойного духовного развития России, в особенности в регионах традиционного распространения ислама, проводится политика возрождения и развития национально-религиозных традиций, которые выработаны многими поколениями. В республике имеется достаточно высокий научный потенциал, чтобы адекватно оценить попытки возрождения отживших или чуждых для татарского ислама организационных форм.

Российский исламский университет – одно из ведущих высших профессиональных исламских учебных заведений Российской Федерации. Университет был основан в 1998 году. Задачей РИУ является подготовка специалистов в области исламских наук, высококвалифицированных мусульманских священнослужителей, обладающих, в то же время, высокой степенью общей образованности по светским дисциплинам.

На сегодняшний день по числу функционирующих религиозных общин Татарстан, наряду с Дагестаном и Московской областью, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Наиболее значимым событием для мусульманской уммы Татарстана стало торжественное открытие 24 июня 2005 г. в столице республики крупнейшего мусульманского сооружения Европы - мечети "Кул Шариф". На торжества приехали свыше 5 тыс. гостей из регионов России и более чем из 40 зарубежных стран, а также представители ООН, Совета Европы, известные исламские богословы.

В последние годы в республике идет процесс возрождения и развития системы религиозного образования. Мусульманское образование можно разделить на три уровня.

1. Начальный. Включает в себя воскресные курсы при мечетях и медресе. Они ведут свою деятельность без лицензии, направлены на духовно- нравственное развитие мусульманского населения республики.

2. Средне-профессиональный. Включает в себя 6 мусульманских медресе, осуществляющих образовательную деятельность на основании регистрации и лицензии на образовательную деятельность: Средне-специальные медресе: Медресе "им. Р.Фахретдина" (г.Альметьевск), Медресе "Рисаля", Медресе "Ак мечеть", Нурлатское мусульманское медресе, Буинское медресе, Казанский Исламский Колледж.

3. Высший. Включает в себя два Высших мусульманских медресе (Казанское высшее мусульманское медресе "им. 1000-летия принятия ислама" и Казанское высшее мусульманское медресе "Мухаммадия") и Российский Исламский Университет.

С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных медресе стало вестись по типовым программам, разработанным ДУМ РТ, при содействии Совета по делам религий, для каждого уровня, включающим в себя помимо религиозных предметов обширный блок светских дисциплин.

Православие - одно из направлений в христианстве, сложившееся как восточная ветвь после разделения Римской империи (395 г.) Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно, как самостоятельная церковь православие оформилось в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей.

На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар.

К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани.

В последние годы стабилизируется динамика роста православных приходов Казанской епархии Русской Православной церкви (на уровне 8 - 9 новых общин). Для решения проблемы подготовки кадров священнослужителей Епархиальное управление одним из важнейших направлений деятельности избрало образование.

В 1997 году в Казани было открыто духовное училище (на ее открытии присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), которое в 1998 г. было преобразовано в духовную семинарию. В 2000-м г. оно успешно прошло лицензирование Министерства образования РФ по специальности "бакалавр богословия".

Вторым высшим профессиональным образовательным учреждением стал филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института. Здесь предлагается широкий спектр образовательных услуг: богословско-пастырские, катехизаторские, церковное пение, иностранные языки, церковно-художественные.

В 2005 году Казанская епархия отмечала 450-летний юбилей. Основным мероприятием стало торжественное освящение Благовещенского собора Казанского Кремля 21 июля с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который передал епархии ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. На торжества были приглашены представители Римско-католической церкви в России. 21 июля и 4 ноября в Казани состоялись многотысячные крестные ходы от Благовещенского собора к Крестовоздвиженскому корпусу Казанско-Богордицкого монастыря, где ныне хранится эта икона.

В ряде церквей службы ведутся не только на церковнославянском языке. Так, в кряшенском приходе при Тихвинской церкви и чувашском при церкви Параскевы Пятницы г. Казани богослужения проходят на родном языке прихожан.

Помимо приходов Казанской епархии РПЦ православие в республике представлено также Казанско-Марийской митрополией ИПЦ, старообрядцами, общиной в составе Российской православной автономной церкви.

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для